Детская инициатива и самостоятельность

19 февраля 2025 г.
Детская инициатива и самостоятельность. . . . . . . . . .
Детская инициатива и самостоятельность.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

📌«Поддержка детской инициативы и самостоятельности»

Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, ярче всего в общении, игре, экспериментировании и продуктивных видах деятельности. Это важнейший показатель детского интеллекта,его развития. Инициативность является условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка,особенно творческой. Инициативный ребёнок стремится к организации игр,продуктивных видов деятельности,содержательного общения,он умеет найти занятие,соответствующее собственному желанию.Он может включиться в разговор,предложить интересное дело другим детям.

📌В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков,она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей.

Если помогать ребёнку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного,а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью.

📌Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь.

Необходимо всячески поощрять любую инициативу ребенка, направлять его и поддерживать, стимулировать на действия. Например, нарисовать космос, слепить зайчика, помочь воспитателю ухаживать за цветами. Только так ребенок усвоит одно из главных правил самостоятельного поведения: его действия должны завершаться таким результатом, который не нарушит принятых правил.

📌Для развития детской инициативности и ее поддержки необходимо:

1. Поддерживать детскую инициативу во всех ее начинаниях.

2. Давать ребёнку такие задания, которые ему интересны , или к которым он проявляет интерес самостоятельно.

3. Давать ребенку несложные задания, и помогать ему справиться со своими страхами неуверенности в себе.

📌Условия для развития детской инициативы и творческого самовыражения:

1. Способствовать формированию у детей установок, «Я смогу», «Я сумею».

2. Создавать ситуации успеха для ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу».

3. Давать предвосхищающую положительную оценку «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится»

4. Вдохнуть в ребенка уверенность в своих силах.

👆Рекомендации по развитию и поддержке детской инициативы для родителей👆:

1. Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.

2.Инициатива- первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить- годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.

3.Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней. Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

4.Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребёнок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.




На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie